avangard-pressa.ru

Беларусь театральная: от батлейки до перфомансов - Искусство

Белорусская театральная история насчитывает не одно столетие. Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX веков.

Опера "Аида" Джузеппе Верди в постановке Национального академического Большого театра оперы и балета

Но на белорусской земле бродячие артисты не просто выступали, а постигали азы своего профессионального мастерства. Известно, что в Сморгони до середины XIX века существовала единственная в Европе медвежья академия. Отловленных в лесах медвежат учили танцевать, а потом скоморохи отправлялись с ними на ярмарки в Россию, Польшу, Венгрию, Германию.

Ярчайшая страница в истории народного театрального искусства – белорусская батлейка. Традицию устанавливать рождественские батлейки заложил святой Франциск Ассизский в XIII веке в Италии. Но в Беларуси, где кроме канонических сюжетов бродячие артисты в начале XVI века представляли и сценки из жизни, это искусство получило народное признание и сохранилось до сегодняшнего дня. Традицию в наше время поддерживают многие кукольные театры республики, практически во всех костелах на Рождество также можно увидеть представление в жанре батлейки.

Еще в эпоху Великого княжества Литовского Беларусь была поистине театральной державой. Известно, что многие виды представлений – школьные, светские, придворные – появились на белорусских землях раньше, чем у соседей. Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах приспосабливались или специально строились помещения для спектаклей. Были театральные залы у графов Тышкевичей в Плещеницах и Свислочи, И. Хрептовича – в Щорсах, князя Любомирского – в Дубровне, графа З.Г. Чернышева – в Чечерске и Могилеве. Строились они, как правило, итальянскими зодчими. Строительство первого специального театрального зала началось в резиденции Радзивиллов в Несвиже в 1746 году. Слонимский театр Михаила Казимира Огинского, возведенный в 1775-1781 годах, был одним из самых больших и технически оснащенных в Европе. Театр Зорича в Шклове стал основой и так называемым фундаментом труппы Петербургского императорского театра.

Традиции белорусского театрального искусства востребованы и сегодня. Балетная труппа Большого театра делает ставку на классику: в его репертуаре 30 балетных спектаклей. Но из года в год самым популярным остается «Щелкунчик».

Классика балета на белорусcкой сцене. Фото: interfax.by.

Очередной виток развития переживает белорусская опера. Спектакли Большого театра неизменно проходят при полных аншлагах. Особенно полюбились белорусам и гостям республики оперные вечера на открытых площадках – перед зданием театра в столице и у стен Мирского замка.

Еще один коллектив, не побоявшийся шагнуть со сцены, – Республиканский театр Белорусской драматургии (РТБД), художественный руководитель которого – Валерий Анисенко – приглашает любителей театрального искусства к себе в усадьбу в Хотежино. «Чехов на пленэре» – авторский проект Валерия Анисенко. Он хочет погрузить зрителей в атмосферу чеховской «Чайки» и обещает зрителям много сюрпризов: чеховские чаепития, катание на качелях, фотосессии и общение в неформальной обстановке с артистами театра, среди которых народная артистка Беларуси Татьяна Мархель, заслуженный артист Беларуси Игорь Сигов, обладательница медали Франциска Скорины Галина Чернобаева, Валентин Соловьев и многие другие.

Национальный академический театр оперы и балета. Фото: interfax.by.

Национальный академический драматический театр им. М.Горькогооткрыл 80-й юбилейный театральный сезон в сентябре 2012 года одной из самых ярких постановок – спектаклем «Пане Коханку» Андрея Курейчика в постановке главного режиссера театра Сергея Ковальчика. В репертуар нового сезона также вошли премьерные спектакли прошлого года: «Пигмалион» Б.Шоу, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Интимная комедия» Н. Кауарда и «Загадочный визит» Ф.Дюрренматта. В 2013 году коллектив театра будет радовать зрителей спектаклем «Бесы» Ф.Достоевского (инсценировка Н.Рудковского в постановке Сергея Ковальчика).

Театральная жизнь Беларуси насыщена яркими фестивальными событиями. Мастера сцены приезжают в Беларусь, чтобы представить на суд театральных деятелей и зрителей свои лучшие работы. С 1996 года в Бресте проводится Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Могилев стал площадкой для Международного молодежного театрального форума “M@art. контакт”. В Витебске в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар» проходит полюбившаяся публике программа «Театральные встречи». Столица принимает Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар», Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» (Минск), Белорусский международный фестиваль театров кукол

Театральная жизнь Беларуси

12.01.2008 обновлено | 11.01.2007 | Автор: interfax.by

·

·

·

·

·

·

·

Театрализованные представления давались в белорусских местечках с незапамятных времен. Первоначально в народных обрядах и ритуалах участвовали все жители от мала до велика. В средние века по белорусской земле ходили скоморохи - гудцы и плясцы. В XVI веке при учебных заведениях стали возникать школьные театры. Возникла белорусская батлейка - передвижной кукольный театр.

История белорусского балета началась задолго до появления первой официальной балетной труппы. С середины 18 века на территории Беларуси стали распространяться крепостные театры - Радзивиллы, Сапеги, Огинские и другие магнаты конкурировали друг с другом, в том числе и в области искусства. Поэтому на подготовку крепостных артистов денег не жалели и приглашали самых квалифицированных европейских балетмейстеров: австрийцев, французов, итальянцев, чехов.

Ближе к 19 веку балет из «случайного» танца постепенно превращается в высокое искусство, со стройными хореографическими композициями и специальной музыкой. В это время становятся известными белорусские балетные школы Постав, Слонима, Шклова, Витебска. Профессионализм белорусов не раз отмечали театральные критики того времени, говоря о том, что иные представления по своему великолепию превосходили даже московский балет.

Белорусская театральная школа развивалась параллельно с европейским театром. Были известны белорусские школьные и крепостные театры, народные «батлейки». Началом белорусского профессионального театра можно считать постановку спектакля «Селянка» на либретто В. Дунина-Мартинкевича и музыку С. Манюшко. Произошло это почти 155 лет назад - 9 февраля 1852 года.

Сегодня в Беларуси действуют 29 профессиональных государственных театров. Среди них больше всего драматических (19). Также в республике 7 кукольных театров (в каждой области и столице) и 3 музыкальных. Молодёжный театр эстрады, несмотря на своё название, относится к концертным организациям из-за специфики своей деятельности.

По подчинению выделяют театры республиканские, городские и областные. Пять театров в Беларуси имеют статус «национальный». Среди драматических это: театры Я.Купалы, М. Горького (Минск), Я. Коласа (Витебск). Также есть два музыкальных национальных театра - оперы и балета.

Четыре театра носят почётное звание «Заслуженный коллектив РБ». Это Гомельский областной драматический театр, Брестский театр драмы и музыки, Белорусский государственный музыкальный театр (Минск), Белорусский театр «Лялька» (Витебск).

Лицо театра - это его репертуар. В последнее время белорусские театры стали активно увеличивать количество постановок. Так, если в 2004 году в республике прошло в общей сложности 89 премьер, то в 2005 - 115, а за 9 месяцев 2006 года - 76 новых постановок. Также налицо тенденция роста общего количества показанных спектаклей. В 2003 году их было немногим более 7 тысяч, а в 2005 - 7541 спектакль.

В среднем один театр ставит около 280-ти спектаклей за сезон.

Практически в каждом театре существует отдельный детский репертуар. Спектакли для самых маленьких обычно идут по утрам в выходные дни.

Что характерно: народ вновь потянулся в театры. После шоковой терапии 90-х, когда людям было не до высоких искусств, показатели посещаемости вновь поползли вверх. Например, в 2003 году постановки государственных театров посмотрели 1 миллион 702 тысячи человек. В 2005 количество зрителей увеличилось на 110 тысяч человек, что примерно равно населению такого города, как Мозырь.

«Приз зрительских симпатий» можно смело отдавать Национальным театрам балета, Я. Купалы, музыкальному театру. На их постановках практически всегда аншлаги. В уходящем году более 100 тысяч зрителей побывали в каждом из названных заведений.

Национальный академический Большой театр балета - лидер практически по всем показателям. Помимо того, что его залы никогда не бывают пустыми, театр также добился и значительных успехов в воспитании творческой молодёжи. Только в 2006 году 6 человек из его труппы стали победителями международных конкурсов в области хореографии.

Среди областных театров по количеству зрителей лидирует Гомельский областной драматический театр (86 тысяч). В целом Гомельская область - пожалуй, самая «театральная» в Беларуси. Помимо областного драматического и кукольного, в Гомеле есть ещё также молодёжный экспериментальный театр, а также драматический театр в Мозыре Гомельской области. Кроме того, Гомель раз в три года становится центром Международного театрального фестиваля «Славянские театральные встречи».

Самый известный и титулованный театральный форум на территории Беларуси - это Международный фестиваль «Белая вежа». Он проводится ежегодно в Бресте и собирает лучшие постановки самых разных театров из десятков стран.

Театры Беларуси ведут активную гастрольную деятельность в республике и за рубежом. Только в 2006 году состоялись обменные гастроли театра им. М Горького с Брестским областным театром драмы и музыки, гастроли Могилёвского областного драмтеатра в Минске. В Санкт-Петербурге состоялись обменные гастроли Национального академического драматического театра им. Я. Коласа (Витебск) с Ленинградским областным драмтеатром «Комедианты», в Бресте - с Брестским областным театром драмы и музыки. С большим успехом прошли гастроли Национального академического театра им. Я. Купалы в Киеве.

Активная заграничная деятельность традиционно у Национального академического Большого театра балета, который в 2006 году побывал в Таиланде и Южной Корее. С успехом прошли гастроли Национального академического Большого театра оперы в Таиланде, Германии, на Канарских островах.

Помимо профессиональных, в Беларуси работает огромное количество самодеятельных театральных коллективов. Высшая форма развития любительского театрального искусства - народные театры. В Беларуси звание «народный» даётся коллективу со стабильным составом участников, у которого на протяжении не менее трёх лет деятельности сложился полноценный репертуар, направленный на развитие белорусской национальной драматургии, а также на популяризацию образцов классики. Народный коллектив создаёт условия для самовыражения и рационального использования свободного времени своих участников. Такой театр должен регулярно выступать перед населением, участвовать в городских, областных, республиканских фестивалях.

Детским коллективам по схожим критериям присваивают звание «образцовый».

Народные театры в зависимости от направления деятельности условно делят на драматические, музыкально-драматические, театры юного зрителя, театры-студии, поэтические театры. В настоящее время появляются новые формы народных театров: игровые, песни, музыки, театры моды.

Работают народные коллективы на общественных началах при Дворцах и домах культуры, клубных, учебных заведениях. Практически во всех ДК республики есть свои самодеятельные театры, а в некоторых и несколько. Ими (театрами) руководят режиссёры, у которых есть профильное образование. Артистами народного театра могут стать все желающие.

В настоящий момент в Беларуси три с половиной тысячи театрально-драматических коллективов разных направлений, имеющих почётные звания «народный» и «образцовый».
Читать полностью: https://www.interfax.by/article/14244