avangard-pressa.ru

Белл-ланкастерская система - Педагогика

В дальнейшем в дидактике появлялись другие формы организации обучения, направленные на усовершенствование классно-урочной систе­мы. Так, в XVIII в. в Англии была распространена белл-ланкастерская система, охватывающая обучением одновременно 600 и более обучаю­щихся разных возрастов и уровней подготовленности. Суть ее заключа­лась в том, что учитель обучал старших и более успевающих учеников - мониторов, которые в свою очередь обучали остальных.

Дальтон-план (система мастерских)

Дальтон-план (система мастерских) - еще одна форма обучения, рас­пространившаяся в начале XX века в США. В ней вместо традиционных классов ученики занимались в предметных мастерских по индивидуаль­ному заданию, получаемому от учителя. Обучение шло по свободному графику на основе самостоятельной работы, после которой ученик отчи­тывался перед учителем. В России эта форма послужила основой для разработки в 20-е годы XX в. бригадно-лабораторной формы обучения, сочетающей коллективную работу с бригадной и индивидуальной.

Современные модели организации обучения

К современным моделям организации обучения относятся:

1) предметные кружки;

2) секции;

3) факультативы и предметы по выбору;

4) экскурсии;

5) олимпиады;

6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;

7) выставки и др.

Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Предметные кружки — способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно:

1) конструирование;

2) моделирование;

3) углубленное изучение отдельных предметов;

4) вопросы культуры и искусства и т. д.

Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретение новых умений и навыков. Их организация обычно согласовывается с родителями учащихся.

Содержание факультативных занятий определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа — связи теории и практики.

Выделяют несколько типов экскурсий:

1) предварительные;

2) вводные;

3) текущие;

4) заключительные;

5) итоговые;

6) производственные;

7) исторические;

8) краеведческие;

9) комплексные и т. д.

Для успешного проведения экскурсии необходимо соблюдение следующих правил:

1) подготовка учителя к экскурсии (предварительное знакомство учителя с объектом);

2) составление плана проведения экскурсии (определение маршрута, круга интересов, времени);

3) определение заданий для учащихся (сбор гербариев и т. п.);

4) инструктаж учащихся (по технике безопасности, о характере выполнения работ и т. д.);

5) обработка собранных материалов и наблюдений (подготовка альбомов, стенгазет, докладов, рефератов).

Особое значение имеют экскурсии, проводимые для детей начальных классов. Они способствуют развитию наблюдательности

и приучают школьников подходить к целостному изучению явлений.

Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися обычно организуются для небольшой группы учеников и представляют собой добровольные или обязательные дополнительные занятия во внеурочное время. Они помогают предупредить отставание

и неуспеваемость учащихся, вести индивидуальную воспитательную работу с учеником.

Для эффективности дополнительных занятий с отстающими необходимо:

1) установить причины отставания каждого ученика;

2) наметить формы и объем работы с учащимся.

Олимпиады занимают одно их ведущих мест в учебной деятельности школьников. Существует несколько типов олимпиад,

взаимосвязанных друг с другом:

1) школьные;

2) районные;

3) городские;

4) областные;

5) всероссийские;

6) международные.

В олимпиадах, которые проводятся по различным предметам,

участвуют лучшие ученики школы.

СТРУКТУРА УРОКА

(ТИПЫ УРОКА, СОДЕРЖАНИЕ)

Несмотря на имеющееся разнообразие форм организации обучения, классно-урочная система остается ведущей формой.

Особенности системы:

1) главную основу системы представляет класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста и в течение всего времени обучения сохраняющий постоянный состав;

2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме,предмету;

3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.

К структурным признакам классно-урочной системы относятся:

1) учебный день;

2) учебная четверть;

3) учебный год;

4) учебные каникулы;

5) расписание уроков.

Урок включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:

1) содержание урока;

2) цель урока;

3) методы и средства;

4) дидактические элементы урока;

5) деятельность учителя по организации учебной работы.

«+»Можно отметить следующие позитивные стороны данной системы:

1) экономичность обучения;

2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;

3) четкую структуру урока;

4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;

5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;

6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие

7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога.

«-» Существует и ряд недостатков:

1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;

2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.

Ø К ее преимуществам относятся: наличие строгой организационной структуры; экономичность, т. к. один учитель одновременно работает с большой группой учащихся; возможность взаимообучения благодаря коллективной деятельности; обес­печение воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, главный среди них - ориентация на «среднего» уче­ника, ограниченные возможности для индивидуализации обучения.

Основным компонентом классно-урочной системы является урок. В нем отражаются все преимущества этой системы.

Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета не­посредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. Наличие всех признаков отличает урок от других организационных форм и составляет его сущность.

Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:

1) дидактические (или образовательные);

2) воспитательные;

3) организационные.

Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа.

1. Планирование урока. Составляется тематический план —отражение единства и взаимосвязи всех форм организации поданному предмету. Учитель выделяет основные воспитательные цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися материала данного раздела или темы. Здесь специально рассматриваются вводимые на уроке понятия и намечается общая последовательность их введения. Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока.

2. Анализ и самооценка урока. Анализ должен осуществляться до урока, когда подготовлен план_конспект урока: учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план урока и смотрит, что ему удалось, а что не удалось. Рекомендуется следующий перечень вопросов для самоанализа и самооценки урока: общая структура урока, реализация основной дидактической цели урока, осуществление развития в процессе обучения, воспитание в процессе урока,соблюдение основных принципов дидактики, выбор методов обучения, работа учителя на уроке, работа учащихся на уроке, гигиенические условия урока. Некоторые задачи связаны с общешкольными установками, нововведениями, решениями педсовета и т. п.

В каждом уроке можно выделить его основные части, которые в раз­личных сочетаниях составляют структуру уроков.

Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:

1) постоянный состав учащихся;

2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);

3) заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.

Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:

1) уроки смешанные, или комбинированные;

2) уроки изложения нового материала;

3) уроки закрепления изученного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

5) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Широко используются также нестандартные, инновационные формы урочных занятий:

1) уроки-семинары;

2) конференции;

3) ролевые игры;

4) интегрированные уроки.

В смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):

1) организацию учащихся к занятиям;

2) повторно-обучающую работу;

3) работа по осмыслению и усвоению нового материала;

4) работа по формированию умений и навыков применения

знаний на практике;

5) задания на дом.

Уроки изложения нового материала учителем посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах, при изучении объемного и сложного материала.

Структура данного урока:

1) организация учащихся к занятиям;

2) постановка целей занятия;

3) краткий опрос;

4) задания на дом.

Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков.

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года. Спецификой таких уроков является следующее:

1) учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом;

2) в качестве методов обучения могут выступать обзорные лекции, беседы и устный опрос, упражнения по повторению и углублению практических умений и навыков.

Уроки семинары и уроки конференции проводятся обычно в старших классах и имеют ряд особенностей:

1) учитель заранее разрабатывает вопросы для учащихся по определенной теме семинарского урока и определяет необходимое время на его подготовку;

2) работа по подготовке семинарского занятия ведется учениками самостоятельно с помощью указанной учителем литературы;

3) в отличие от уроков-семинаров уроки_конференции посвящаются наиболее существенным и обобщающим вопросам, вытекающих из изучения нескольких родственных тем.

Эти уроки призваны углублять и обогащать знания учащихся.Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и выполнение письменных контрольных работ.

Главным аспектом выбора структуры урока является мастерство учителя. От него зависит, будет ли следующий урок точной копией предыдущего либо он будет нетрадиционным, интересным.

Внеклассная работа педагога

Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, которая проводится классным руководителем и учителями-предметниками с учениками своей школы после уроков. Существует также понятие «внешкольная работа», под которой понимается воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.

Вне учебная воспитательная работа активно способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса.

Существует несколько основных типов внеклассной работы:

1) проведение лекций на самые разнообразные темы. Это могут быть вопросы науки, техники, литературы, искусства, лекции на «интимные» темы; тематические вечера, имеющие прежде всего познавательную направленность и посвященные какой-либо одной специальной теме.

2) диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще на социальные или темы морали. На такие вечера можно приглашать и учеников других школ;

3) проведение конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и т. д.

4) организация выставок. Это могут быть выставки ручного творчества или тематические стенды-выставки

5) экскурсия — один из видов внеклассной воспитательной работы. Это могут быть экскурсии такого рода как поход в музей, на какое-либо предприятие, в театр, в библиотеку и т. д. Экскурсии имеют не только воспитательное, но и образовательное значение. Часто они проводятся учителями-предметниками в связи с изучением очередных тем и разделов курса.

Задание: Составить план-конспект урока. Расписать структуру в зависимости от типа урока

Виды обучения

Конструирование процесса обучения предполагает два вариант: 1) целенаправленный выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных задач урока; 2) выбор доминирующего вида, методической системы обучения в целом.

Под видом (методической системой) понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов средств конкретного способа обучения [В. И. Загвязинский]. Преимущество второго способа в том, что открывается возможность упростит процедуру выбора, сделать ее целостной и гармоничной.

В современной школе наиболее распространены три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

• объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным сообщающим или репродуктивным;

• программированное;

• проблемное

Объяснительно-иллюстративное обучениеимеет длительную историю. Основоположником его является Я.А. Коменский. Сущность обучения заложена в его названии. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ: экономия времени и сил учителей и учащихся, доступность, возможность эффективного управления процессом обучения. Наряду с этим в нем есть и крупные недостатки: преподнесение «готовых» знаний, что освобождает учащихся от необходимости думать, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Следует отметить, что в разные годы предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать этот вид обучения.

Программированное обучение. Название этого вида обучения происходит от термина «программа», который позаимствован из словаря электронно-вычислительной техники и обозначает систему последовательны) действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланирован ному результату. Основная цель программированного обучения - улучшение управления учебным процессом. Данный вид обучения воз ник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей американских психологов Н. Краудера, Б. Скиннера. В отечественной науке этими вопросами занимались Н.Ф.Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда и др. Особенности про­граммированного обучения заключаются в следующем:

• учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

• учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

• каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

• при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получа­ет новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

• при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнитель­ные разъяснения;

• каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

• результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу;

• педагог выступает организатором обучения и помощником (консуль­тантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

• в учебном процессе широко применяются программированные учеб­ные пособия, тренажеры, ЭВМ, компьютеры.

Построение обучающих программ возможно на основе линейного и разветвленного способов программирования. В первом способе возможен один вариант ответа, во втором - предлагается несколько вариантов отве­та, из которых только один верен.

Достоинствами программированного обучения являются увеличение информационной емкости обучения, индивидуализация, возможность оперативной обратной связи своевременной коррекции хода учебной деятельности, развитие конструктивного мышления учащихся. Основны­ми недостатками: низкий воспитательный потенциал обучения, ликвида­ция коллективности обучения, слабое развитие творческой активности и самостоятельности учеников.

Проблемное обучениеотличается самостоятельным добыванием зна­ний в процессе решения учебных проблем, нацеленностью на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения и ее пере­вод в учебную проблему, включающую ее осознание учениками. На вто­ром этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует прошлый опыт, активно включается в добывание недостающей информа­ции. Третий этап направлен на приобретение необходимых для решения знаний и умений. Он завершается открытием способа решения проблемы. Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества проблемного обучения заключаются в высоком интересе к обучению, самостоятельности и творчестве учащихся, прочности действенности результатов обучения. К основным недостаткам следует отнести большие затраты времени на достижение целей и слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Задание: По заранее составленному плану подготовить к защите тему по проблемному виду обучения.